Основные материалы

Бытие VS Небытие

Древнегреческий философ Параменид в своём первом тезисе утверждал, что «Бытие есть, небытия — вовсе нет»*. Это значит, что всё, что может быть осмыслено или воспринято, относится к Бытию, поскольку Небытие не может быть предметом мысли или восприятия. Параменид настаивает на том, что любое размышление о Небытии приводит к логическому противоречию, поскольку мы не можем говорить о том, чего нет.

Для Парменида Бытие — это "единое, неизменное и вечное". Оно не подвержено изменениям и не может быть разделено. Таким образом, любое изменение или множественность, которые мы наблюдаем в мире, являются иллюзиями, вызванные нашим субъективным искажённым восприятием абсолютной реальности. Опираясь на данные философские выкладки Парменид приходит к пониманию Бытия как абсолютного принципа, который лежит в основе всех вещей.

Иными словами, Парменид утверждает, что Бытие изначально и бесконечно. Небытия не существует, ибо всё, что существует лежит в поле проявленного мира, т.е. Бытия. Субъект не в состоянии узреть абсолютную природу бытия из-за искажённого восприятия реальности.

Но в XX веке немецкий философ Мартин Хайдеггер, в своей известной работе "Бытие и время" добавляет новые слои понимания, исследуя природу Бытия и его отношений с Небытием, где выступает в т.ч. критиком относительно идей Парменида.

В отличии от Парменида, у которого Бытие является статичным и неизменным, у Хайдеггера оно динамично и связано с процессом существования. Осознание Бытия у Хайдеггера включает в себя взаимодействие с Небытием, что формирует более глубокое понимание человеческого опыта. Это приводит к выводу, что Бытие и Небытие не противоположности, а взаимосвязанные парадоксальные аспекты реальности.

В своей работе «Бытие и время» Хайдеггер развивает идеи о Бытии, вводя такое понятие как Dasein** (буквально «быть там»). Он подчеркивает, что осознание Бытия невозможно без учета человеческого существования. По Хайдеггеру, человек есть существо, которое задает вопросы о своем существовании и о Бытии.

Согласно Хайдеггеру, Бытие, чтобы проявиться, требует Небытия. Это значит, что Небытие создает пространство для появления Бытия. Например, в процессе творения художественного произведения художник начинает с пустоты, которая затем наполняется смыслом и формой. Таким образом, Небытие становится необходимым условием для создания и существования.

Хайдеггер также утверждает, что Бытие не может существовать вечно. Оно неизбежно возвращается в Небытие. Этот процесс можно наблюдать в жизни каждого человека: рождение, существование и, в конечном счете, смерть.

Но смерть не является просто концом существования, а возвращением к первоначальному состоянию – Небытию, которое, в свою очередь, подчеркивает ценность как того, что уже было, так и позволяет ценить перспективы того, что ещё хоть и не проявлено в бытии, но обязательно проявится в отведённое для него время.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с концепциями, Небытия. Страх перед пустотой, неведением и отсутствием смысла жизни, — все это выражает наше восприятие Небытия.

Взаимодействие Бытия и Небытия - это сложный и глубокий процесс, который открывает новые горизонты для понимания существования.

Поднимая такую глубокую тему, исследуя её через онтологию Мартина Хайдеггера и тезисы Парменида, подобная философская перспектива позволяет нам не только глубже осознать природу нашего существования, но и найти смысл в каждом мгновении жизни, понимая, что каждый момент Бытия уникален и ценен, даже если в конечном итоге он возвращается в Небытие, чтобы... снова проявиться в Бытии в нужное время в нужном месте!

Давайте жить жизнью полной истинных смыслов, отринув ложные ценности и сомнительные ориентиры. Будьте сами себе светильниками и светите в мир. Сделаем его ярче и светлее!

____________________

* Самченко В. И. Метафизика Парменида и логика существования // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. — СПб., 2002.

** Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. — М.: Издательство "Республика", 1993.
Статьи Смысловая нагрузка