Основные материалы

Эзотерика и «шизотерика»

На волне максимально доступной разнообразной информации, большую силу набрало понятие «эзотерика», которое на сегодняшний момент, с лёгкой руки некоторых ЛОМов (лидеров общественных мнений), плохо разбирающихся в предмете, обрело тождественное значение понятию «оккультизм», что весьма невежественно и ложно.

Большое влияние на искажение данного термина оказали представители оккультизма новой волны: Анни Безант, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, Алис Бэйли, Елена Петровна Блаватская и др.

Мир раскололся надвое. Пока одни люди пытаются погрузиться в эти фэнтезийные миры «современной эзотерики» (ибо мир явный им кажется скучным и лишённым смыслов), другие — жёстко критикуют или откровенно высмеивают потусторонние увлечения первых.

В данном небольшом исследовании мы продолжим расставлять точки над i, попробовав проникнуть в термин «эзотерика» (точнее, эзотеризм) с целью понять, какой изначальный смысл был вложен в это понятие.

Понятие «эзотеризм» возникло во II веке до н. э. от древнегреческого слова ἐσωτερικός, что означало «внутренний», принадлежащий ко внутреннему кругу. В противовес внутреннему знанию — эзотеризму — древние греки использовали другое слово — εξωτερικός (экзотеризм), означающее «внешний», открытый (общедоступный) источник, не имеющий глубокого смысла и понятный всем*.

Следуя формальной логике, в таком случае, к эзотеризму мы можем причислить любые закрытые встречи, например: закрытое совещание правительства, беседа с глазу на глаз финансовых магнатов, заседание академии наук с пометкой «только для своих» и подобные им встречи, где нет возможности присутствовать «непосвящённым», то есть тем, кто не имеет доступа к данному уровню знаний или некомпетентен в подобных вопросах. А если уж окончательно упростить данную конструкцию, то любое закрытое сообщество в соцсети автоматически может считаться эзотерическим. В противовес эзотерике, экзотерикой будет являться любое открытое мероприятие, сообщество, встреча и т. п.

«Эзотерический» и «экзотерический» использовались древнегреческими философами не для обозначения секретности, а для различения двух процедур исследования и образования: первая предназначена для учений, которые были разработаны «в стенах» философской школы, среди круга мыслителей («eso-» указывает на то, что невидимо, как на занятиях внутри учебного заведения), а вторая относится к тем, чьи работы были распространены среди общественности в выступлениях и опубликованы («exo-»: за пределами учебного заведения).

Комментируя эзотерический подход, преобладающий в философской школе Платона, и экзотерический — в школе Аристотеля, Гегель писал: «Для выражения внешнего объекта требуется не так уж много, но для передачи идеи должна присутствовать способность, и это всегда остаётся чем-то эзотерическим, так что в том, что говорят философы, никогда не было ничего чисто экзотерического»**.

Как видим, понятие «эзотеризм», а с ним и «эзотерика» в классическом своём значении весьма далеки от таких направлений, как колдовство, чародейство, шаманизм, астрология и другие сверхъестественные направления, так как ἐσωτερικός всё же понятие философское, нежели оккультно-религиозное.

«Эзотерика» и «экзотерика» являются всего лишь двумя способами познания мира, взаимодействия с ним и передачи информации.

Для того чтобы что-то передать во внешний контур, например, мне написать этот пост, вначале необходимо всё обдумать, поработать с источниками и, только лишь пропустив сквозь себя, осмыслив и осознав, записать свои мысли и познакомить вас с ними.

Иными словами, вначале ваш покорный слуга должен погрузиться в эзотеричное, дабы потом извлечь из себя и выдать экзотеричное.

Поэтому в следующий раз, когда вам под видом эзотерики будут рассказывать о страшных тайнах мироздания, отнеситесь к этому с пониманием, улыбкой и чувством юмора!

P.s. Кстати, касаемо сверхъестественного. К сожалению, оно существует, хоть без него было бы намного проще. Но это уже совсем другая история и будет ли она рассказана... пока у меня нет на это однозначного ответа.

_____________________

* Wouter Hanegraaff . Western Esotericism: A Guide for the Perplexed. Guides for the Perplexed. London: Bloomsbury Press.–2013, ISBN 978-1-4411-3646-6.

** Giovanni Reale. History of Ancient Philosophy II, A: Plato and Aristotle. SUNY Press. –1990, ISBN 9781438416991.
Статьи Смысловая нагрузка